четверг, 2 апреля 2020 г.

Санкт-Петербург. Голова Петра. "Медный всадник".


       О «Медном всаднике» написаны тысячи строк, исписаны сотни тысяч страниц, рассказаны сотни историй. Даже ваш покорный слуга разместил на этом канале целых два рассказа, ибо в один вся информация не помещалась.)) Причём я рассказывал только о Гром-камне.<<ссылочка на мой рассказ.
       Но, в создании этого памятника, удивительно всё! Поговорим о голове памятника и его портретном сходстве, причём портретном сходстве с оригиналом с точки зрения Екатерины II. Именно она принимала решение похож или нет.

Все фотографии в данной статье сделаны автором.

         Едва ли французский скульптор, профессор Этьен Морис Фальконе, приступая к работе над статуей, мог предположить, что однажды дойдет до полного отчаяния от сознания собственного бессилия при моделировании головы Петра. Он трижды лепил эту удивительную голову, трижды, как ему казалось, был близок к успеху, и трижды императрица отвергала его модели, оставаясь неудовлетворенной отсутствием сходства с оригиналом.
         В тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мария Анн Колло, давняя ученица скульптора, приехавшая с ним в Россию и ставшая его постоянной помощницей, предложила вылепить эту голову самостоятельно.


Колло приехала в Санкт-Петербург вместе с Э. Фальконе в 1766 году и до 1778 года жила и работала в России. Здесь она пользовалась успехом и выполнила ряд портретных медальонов и бюстов: медальон с изображением фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова (1767, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Екатерина II в лавровом венке (1769, медальон, Гатчинский дворец); бюсты: Екатерина II в диадеме, молодой Вольтер (ок. 1770); бюст Дидро в античном стиле — c обнаженной грудью и плечами (1772); портрет Э. Фальконе (1773, все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Работая над головой всадника, Колло использовала гипсовую маску, снятую ещё при жизни Петра скульптором Растрелли. Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение.


Ученица Фальконе Мария Анн Колло в течение одной ночи вылепила голову Петра, в то время как скульптор бился над ней несколько лет и, отчаявшись после неоднократных попыток, отказался сделать это сам.Оригинал гипсовой модели этой головы хранится в Русском музее Санкт-Петербурга (1770-е).
 Фальконе считал это произведение большой удачей своей ученицы. Екатерина, которой очень понравился образ, созданный Колло, назначила художнице пожизненную пенсию в 10000 рублей и пожелала, чтобы та была избрана в Академию художеств.
К тому времени мадемуазель Колло уже была известна в Петербурге по талантливым скульптурным портретам, до сих пор хранящимся в Эрмитаже.


Ещё задолго до создания головы Петра она стала членом Российской Академии художеств. Но вошла в историю как соавтор Фальконе по созданию великого монумента.
Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подтверждал равноправное участие Колло в работе над памятником. Получив в 1788 году по случаю открытия монумента Петра Первого золотую и серебряную медали, он одну из них — серебряную — отдал ей.
Использовались материалы:
«Легенды и мифы Санкт-Петербурга»
Н.  А. Синдаловский